Акросонет
Небес беспечность или вечный спор –
Ах, эта бесконечность продолженья!
Такая беспорядочность движенья,
А оказалось – сладкий приговор.
Линейность чёткая, как по шеренге строк,
И тут же – беспредельное скольженье.
Меня нисколько не волнует срок,
Единственная, ты лишь – вдохновенье.
Что мне теперь безумие толпы?..
Толпа – она всегда толпою будет.
А ты – любовь, а ты – мои мечты,
Моя душа тебя одну лишь любит.
О, если б знала ты – на белом свете
Я без тебя, как на чужой планете.
Степан Кадашников.
Акросонет "НАТАЛИ" создание акросонетов. Акросонет (акростих) – это такое стихотворение, в котором, если первые буквы строк прочесть по вертикали сверху вниз, складывается какое-то имя, слово или посвящение.
АКРОСТИХ (άκρος — крайний, στίχος — стих) — стихотворение, крайние буквы которого (большею частью — начальные) складываются в слова. Обычно слова эти составляют наименование лица, которому акростих посвящен. Так, в сонете В. Брюсова начальные буквы строк образуют слова «Николаю Бернеру», в сонете М. Кузмина — «Валерию Брюсову». Отношение всего стихотворения к начальным буквам, образующим заданные слова, — подобно его отношению к рифме: чем менее ощутимы трудности формального задания, чем естественнее представляется расположение слов и строк, — тем удачное акростих. Аналогично неожиданности рифмы, вторым условием хорошего акростиха служит неожиданное использование заданных букв — и каком-либо необычном, редко встречаемом слове. Так, у М. Кузмина: «Юродствуй, раб, позоря Букефала», у Б. Брюсова: «Алмазы в небе скоро заблестят». Естественность и неожиданность в этой области, подобно естественности и неожиданности в области рифмы, может способствовать большей выразительности целого.
Другой эффект, достигаемый акростихом, заключается в том, что посвящение («Валерию Брюсову», «Николаю Бернеру»), соединяется в одно с самым посвящаемым произведением, — как бы сплетается с ним: этим подчеркивается факт посвящения, обостряется тот художественный смысл, который ость во всяком посвящении вообще (см. «посвящение»). Еще более явственно это тогда, когда весь акростих по содержанию своему связан с лицом, которому посвящен. Благодаря этому, и содержание его становится отчетливее и живей, и имя всеми своими буквами как бы отпечатывается в сознании:
Валерию Брюсову.
Валы стремят свой яростный прибой,
А скалы все стоят неколебимо.
Летит орел, пределов жалких мимо,
Едва ли кто ему прикажет: «Стой!»
Разящий меч готов на грозный бой,
И зов трубы звучит неутомимо.
Ютясь в тени, шипит непримиримо
Бессильный хор врагов, презрен тобой.
Ретивый конь взрывает прах копытом.
Юродствуй, раб, позоря Букефала!
Следи, казнясь, за подвигом открытым!
О, лет царя! Как яро прозвучала
В годах, веках труба немолчной славы!
У ног враги — безгласны и безглавы.
М. Кузмин.
|