СОНЕТ О СОНЕТЕ
Сонет, надев железные оковы,
Не остановит мыслей легкий бег,
Он может быть преградой лишь для тех,
Кто не постиг поэзии основы.
В ком сила есть, тот будет гнуть подковы,
В границы впишет беспокойный век
И улыбаясь, на глазах у всех,
Как кирпичи, положит слово к слову.
Но если нет уменья, не спеши...
Раз гирями в руках карандаши,
Тогда не стоит и бумагу портить.
Как девушка чьи формы хороши,
Вдвойне прекрасна красотой души,
Так стих прекрасней в превосходной форме.
Степан Кадашников
Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde). Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру. Композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом (итал. volta), который в «континентальном» сонете приходится, как правило, на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете — чаще всего или на 8-й, или на 13-й стих; в ряде случаев, однако, этот перелом оттягивается поэтом, иной раз даже до 14-го стиха (например, в 71-м сонете Филипа Сидни, «Who will in fairest book of Nature know…»)[1].
Структурные признаки классического сонета
Основные
- Количество строк — четырнадцать;
- количество строф — четыре (два катрена, два терцета);
- повторяемость рифм;
- система рифмовки:
- перекрёстная или охватная в катренах;
- разнообразная в терцетах;
- размер — распространённый в поэзии:
- голландской, немецкой, русской, скандинавских стран — пятистопный или шестистопный ямб;
- английской — пятистопный ямб;
- итальянской, испанской, португальской — одиннадцатисложный стих;
- французской — александрийский стих.
Дополнительные
Вариации сонетного канона
На основе сонета построен ряд производных и усложнённых форм:
- «венок сонетов», состоящий из 15 сонетов, связанных друг с другом по определённой схеме;
- онегинская строфа, представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах;
- «опрокинутый сонет», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им;
- «хвостатый сонет», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительная строка;
- «половинный сонет», состоящий из 1 катрена и 1 терцета;
- «безголовый сонет», в нем отсутствует первый катрен;
- «сплошной сонет», написанный на двух рифмах;
- «хромой сонет», с укороченными четвёртыми стихами в катренах[2].
Отдельные поэты предлагали — систематически или в виде разового эксперимента — различные другие трансформации сонета — заслуживает внимания, в частности, «Сонет триолетно-октавный» Фёдора Сологуба (1920), складывающийся из триолета и октавы.
Сонет о сонете. Одна из стихотворных форм.
|